Золотой человек

Тема Золотого человека более полно представлена материалами второго зала. С момента его открытия в разные годы учеными были созданы три варианта реконструкции одежды сакского принца. По научному проекту ученого-археолога К.Акишева, руководившего раскопками кургана Иссык, реставратор В.Садомсков в течение 1970–1973 гг. сумел воссоздать одежду, головной убор, обувь и оружие «золотого воина». Эта реконструкция экспонировалась и получила известность во многих странах мира. Художник-реставратор А.Танабаев в 1995 гг. создал свой вариант реконструкции костюма Золотого человека по заказу Министерства культуры РК. А в 1997 г. по заказу Президента страны Н.Назарбаева реставратор К.Алтынбеков выполнил третий вариант реконструкции, который и экспонируется в музее. Здесь же графически представлены различные виды реконструкции головного убора Золотого человека. Отдельные витрины посвящены ученым-археологам К.Акишеву и Б.Нурмуханбетову, исследования которых явили миру уникальное свидетельство богатейшей цивилизации прошлого, сакских истоков казахстанской государственности.

Самыми ценными экспонатами экспозиции стали 19 подлинных предметов из числа тех, что были обнаружены в захоронении, также посетители музея могут увидеть макет Иссыкского кургана размером 1,0 х 2,4 м (в масштабе 1:50) с разрезом захоронения Золотого человека в изначально найденном виде.

Диаметр кургана Иссык достигал 60 м, высота 6 м. Такие внушительные размеры говорили о высоком ранге погребенного. Насыпь состояла из 3-4 слоев речной гальки, чередовавшейся с щебеночно-глинистой массой. В кургане было обнаружено два захоронения – центральное и боковое. Центральное было разграблено, прослеживались два грабительских лаза, горизонтальный (штольня начиналась с западной стороны насыпи) и вертикальный – с вершины кургана. В могильной яме были найдены разрозненные кости человека и несколько золотых бляшек.

Боковое захоронение оказалось нетронутым. Погребальная камера была сооружена из обработанных бревен тяньшанской ели в виде сруба, сверху лежали бревна перекрытия. Размер внутреннего пространства камеры 2,9 х 1,5 м., высота 1,5 м. Перекрытие просело под тяжестью грунта и немного повредило целостность захоронения. Пол камеры был вымощен толстыми деревянными плахами. Погребенный лежал в северной половине камеры, на спине, головой на запад. Костюм погребенного, в том числе головной убор, был щедро декорирован золотым изделиями. В южной и западной части камеры была разложена ритуальная посуда.

Всего в камере было обнаружено свыше 4000 золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, тридцать один предмет из разных материалов – глины, металла и дерева, а также серебряная ложка, деревянный черпак и двадцать шесть бусин из сердолика и пасты. Судя по богатству бокового захоронения, можно только догадываться, какими сокровищами обладало центральное.


Наиболее ценный артефакт – небольшая серебряная чаша (диаметр 7,7 см), на внешней стороне которой выгравирована надпись из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность (по другой версии – письменность кхароштхи), образцы которой также представлены в экспозиции зала.  Чаша является самым известным памятником «иссыкского письма» – это общее название для ряда недешифрованных надписей, найденных на Памире и Тянь-Шане.

Сюжеты древнего искусства, украшавшие парадную одежду Золотого человека, передающие сакральный смысл мифологии саков, вошли в государственную символику Республики Казахстан. Он изображен на первой почтовой марке РК, штандарте Президента РК, золотой инвестиционной монете «Алтын Адам».