Экспозиция

 

Экспозиционные залы

 

История и культура саков

Экспонаты зала наглядно демонстрируют развитие материальной и духовной культуры скифо-сакских племен расселившихся в древности на внушительных территориях степного пояса Евразии.

Здесь выставлены подлинники и копии  предметов воинского и конского снаряжения, предметов быта и украшения, экспонаты культового обихода из могильников Иссык, Шубарт,  Молалы, Аралтобе (V–IV вв. до н.э.), курганов Шиликти (VII вв. до н.э.), Берел (V–IV вв. до н.э.) и др. – немые свидетели  сакского периода отечественной истории.img_6858 img_6860Значительную часть подлинных экспонатов музея составляет глиняная посуда, которая производилась в Семиречье и использовалась в быту здешних племен в большом количестве. Видимо, это было связано, прежде всего, с их полукочевым образом жизни, в условиях которого постепенно росла потребность в применении керамической посуды как более удобной и менее затратной по сравнению с металлической.

По функциональному назначению посуда подразделялась на кухонную (казаны), столовую и хозяйственную (водоносные кувшины и сосуды для хранения жидких пищевых продуктов). Что касается внешних очертаний и форм, в Семиречье широкое распространение получили небольшие приземистые сосуды округлых форм. Но, разумеется, были и иные формы. Это, в частности, большой кувшин чайникообразной формы с раздутым туловом – случайная находка в черте могильника Алатау (VII–V вв. до н.э.). Сосуд, это можно визуально заметить, был изготовлен на гончарном круге. Знатные, богатые люди могли себе позволить именно такую – станковую посуду. Неровная шероховатая поверхность, а также некоторая незаконченность формы других сосудов свидетельствуют о том, что они сделаны вручную рядовыми общинниками.

Столовую посуду представляют также объемные массивные кружки с петлеобразной плоской ручкой, предназначенные, по-видимому, для питья воды или молока. Кроме того, существовали чашки гораздо меньших размеров с такими же ручками и маленькие кувшинчики без ручек. Последние, по мнению ученых, имели, скорее всего, ритуальное назначение.

 

«Золотой человек»img_6852

С момента открытия «Золотого человека» в разные годы учеными были созданы три варианта реконструкции одежды сакского принца. По научному проекту ученого-археолога К.Акишева, руководившего раскопками кургана Иссык, реставратор В.Садомсков в 1973 гг. сумел воссоздать одежду, головной убор, обувь и оружие «золотого царевича». Эта реконструкция экспонировалась и получила известность во многих странах мира. Художник-реставратор А.Танабаев в 1992 г. создал свой вариант реконструкции костюма «Золотого человека». А в 1996 г. по заказу Президента страны Н.Назарбаева реставратор К.Алтынбеков выполнил третий вариант реконструкции, который и экспонируется в заповеднике-музее. Реконструкции отличаются системой расположения золотых украшений на головном уборе, по всем признакам являвшимся короной царя и отдельные дополнения.

img_3498 img_3504

Корона «Золотого человека» является примером символического представления саков о космосе. Это своеобразная модель мира, которая представлялась как сочетание трех миров: нижний мир – подземелье, середина – земля, верхний мир – небо. У мира было четыре стороны: правая, левая, передняя и задняя. Передняя сторона – это восточная часть, задняя – западная часть. Орнаменты на нем разделены на три горизонтальных яруса. Корону по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножья гор разместились «земные звери» – тигры, козлы. На вершинах гор – птицы, крылатые тигры (тигрогрифоны). Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, который, по представлению саков, окружает мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира: подземный мир – земля – небо.

На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей – охранителей четырех сторон света. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема – символ всего космоса: четыре крылатых коня и четыре золотые стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя частями света, которые солнце обходит на своем пути. Возложение такого головного убора осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял центр Вселенной, и все символы на его одежде и головном уборе – это мифологические представления саков об устройстве мира.

 

 «Археология Казахстана»

Разнообразен и интересен материал, охватывающий периоды от древнекаменного века до позднего средневековья. Он отражает эпохальные события на протяжении нескольких тысячелетий: здесь и передвижения ариев на пути к новым цивилизациям Индии и Ближнего Востока; великое переселение народов, берущее свое начало от рождения и упадка империи Хуннов до объединения разрозненных гуннских племен во главе с грозным Аттилой в пределах Восточной Европы; огромные империи Тюрков, простиравшиеся от Тихого океана до Дуная, от таежных лесов Сибири до джунглей Индостана; сеть городских комплексов, с шумными базарами и ремесленными поселениями, испытавшие приход и уход многочисленных орд Чингизхана и Тамерлана, предопределившие взаимообогащение культур и народов. Артефакты истории, разбросанные на огромной территории нынешней Республики Казахстан, свидетельствуют об этих важных событиях.

img_4077 img_4072 img_4071

img_4078

       Из перечня указанной событийной канвы особую роль занимает рассвет Великого Шелкового пути. Функционирование его разветвленных трасс было важным фактором в развитии цивилизаций Китая, Центральной Азии, Индии, Древнего Египта, Персии,                                                            Аравии и Древнего Рима.

 Основным мерилом стоимости товаров и услуг на Шелковом пути, как и сейчас, служили деньги. По-арабски золотые монеты назывались «динары», серебряные – «дирхемы», медные – «фельсы». В экспозиции можно увидеть серебряные монеты эпохи Караханидов (XI–XII вв.), найденные на городище Талхир (Талхиз) – так назывался в средние века современный город Талгар. Талхиз был крупным городом Семиречья, находился на южной окраине современного Талгара, на берегу одноименной реки. Город занимал узловое положение на международных трассах Шелкового пути. Монеты, чеканенные в городах Средней Азии и найденные на Талгарском городище, ярко иллюстрируют широту торговых связей в те далекие времена. Судя по находкам заготовок, в Талхире был и свой монетный двор.

Мемориальный кабинет Б. Нурмуханбетова

Бекмуханбет Нурмуханбетов, известный казахстанский археолог и неутомимый пропагандист истории саков Семиречья, родился в 1935 г. Он принимал участие во многих научных экспедициях, руководимых академиком А.Маргуланом и профессором К.Акишевым, позднее сам возглавлял Семиреченскую археологическую экспедицию. Бекен-ата, как все уважительно называли его, – автор около 50 научных и 200 научно-популярных статей по вопросам истории, археологии, музееведения. Он является одним из первооткрывателей сенсационного погребения в одном из курганов могильника Иссык в 1970 г., когда в результате охранных раскопок на месте строящейся автобазы было вскрыто неразграбленное царское погребение – усыпальница «Золотого человека».

img_4094 img_3457

С 2010 года до самой смерти 12 июня 2016 года Бекен Нурмуханбетов проработал в заповеднике-музее «Иссык». За свои заслуги он получил Почетную грамоту президента Республики Казахстан, звание почетного гражданина Енбекшиказахского района, награжден нагрудным знаком «Почетный работник туризма Республики Казахстан». Он был одаренным человеком, обладал исключительным археологическим чутьем, был хорошим рассказчиком, наставником. Его называли «золотым человеком», подчеркивая не только его заслуги в открытии памятника, но и прекрасные человеческие качества. В память о «золотом человеке» и талантливом археологе его рабочий кабинет в заповеднике-музее открыт для посетителей в качестве мемориального.

© 2018. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz