Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT_LANGUAGE in /var/www/issykrm.kz/data/www/issykrm.kz/index.php on line 4

Notice: Undefined index: HTTP_ACCEPT_LANGUAGE in /var/www/issykrm.kz/data/www/issykrm.kz/index.php on line 4
Знаки. От петроглифа к орнаменту

Знаки. От петроглифа к орнаменту

Искусство рождается из жизни,

но с помощью искусства предшествующего

Андре Мальро

Знак — это то, что изначально появилось на заре любой цивилизации. Именно с него берут начало письменность и изобразительное искусство, знаки были первыми средствами коммуникации древних людей. Из них составлялись послания, они сопровождали  человека на всех этапах его жизни, в них древний человек зашифровывал свои чаяния в обращении к высшим силам, в них проявлялись общинные мировоззренческие ценности. Знак — именно то, что сейчас даёт нам сегодня представление о мироустройстве древних.

С появлением письменности и развитием цивилизации знаки не утратили своей значимости, не исчезли из обихода, а лишь трансформировались в другие формы. Например, в орнамент. Именно он в полной мере перенял и до сих пор использует язык символики, которую можно видеть в памятниках первобытного искусства.

Символы и представления, неизменные тысячелетиями — идея «мирового древа» или «мировой горы», солнце в многочисленных солярных знаках, обитатели гор, приближённые к небесному миру — архар, птица и другие символы, до сих пор можно видеть в народных орнаментах.  Представления древних насельников региона Жетысу проявляются в памятниках, сохранившихся с той эпохи — семантике сакских курганов и рисунках петроглифов, которые находят археологические экспедиции заповедника-музея «Иссык» в ущельях Кетменского хребта. 

На выставке были представлены очевидные смысловые  параллели древних наскальных рисунков и традиционного казахского орнамента, зрителю предлагалось прочесть зашифрованные в знаки «послания» древних и современных мастеров, используя подсказки, расположенные в экспозиции. Демонстрировались подлинные сколы, а также фото петроглифов и эстампажи, сделанные во время экспедиций заповедника-музея «Иссык», а также артефакты традиционного народного прикладного казахского искусства их собрания Музея прикладного искусства Даркембая Шокпарова.

Автор концепции — руководитель отдела по научно-исследовательской работе Лариса Плетникова.