Петроглифы Кыземшек и Науакескен

Чекин А. Г., Амаргазиева А. Ж., научные сотрудники Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык»

Ряженный с хвостом в позе танца

Фото 1. Ряженный с хвостом в позе танца

В конце полевого сезона в октябре 2015 г. сотрудники музея провели две разведывательные экспедиции в верховьях реки Рахат и к горам села Долайты (Науакескен).

Наскальные рисунки урочища Кыземшек

Исследуя поселение и могильник эпохи раннего железного века (РЖВ) в долине р. Рахат и подразумевая комплексный характер хозяйства древних кочевников, нами была предпринята попытка найти высокогорные пастбища и места охотничьих стоянок, относящихся к этому времени. С этой целью мы поднялись вверх по руслу реки, сделав небольшой траверс по тропе, оказались в урочище Кыземшек. Гора Кыземшек достаточно известна у местного населения, поскольку является одной из главенствующих высот над оз. Иссык, жемчужиной Семиречья. Впервые восхождение на гору из исследователей Центральной Азии совершил П.П. Семенов-Тян-Шанский, положив начало изучению казахстанского высокогорья.

На подходе к горе нас встретили древние курганы, причем один из них — со следами недавнего ограбления. Курганы расположены над руслом ручья, вытекающего из-под  горной морены, на  высокой естественной террасе. По мере приближения, на высоте 2900 над уровнем моря, была обнаружена тропа для гужевого транспорта, о ее глубокой древности говорил загар (патина) на местами разобранной морене. Сразу возник вопрос о ее предназначении, т.к. скотопрогонные тропы лежат намного ниже и пасти скот удобнее на прилегающих небольших плато. Напрашивается версия о наличии пути к перевалу Кок-Булак и дальше через р.Чилик в Кыргызстан. В пользу этой версии говорит и то, что р.Чилик слишком бурная в среднем течении и совершить брод можно только в верховьях. Вторая версия предполагает также наличие высокогорных рудников, возможно по тропе спускали руду или поднимали древесный уголь для плавки на месте. Возле самой вершины горы с северной стороны на высоте 3100 над уровнем моря расположена терраса, образованная древней мореной. Размер террасы достаточно велик и она местами задернована. На самой морене в большом количестве встречаются наскальные рисунки, что интересно, несмотря на относительную близость к крупному населенному пункту они фактически не изучены. Рисунки в основной своей массе принадлежат к эпохе РЖВ, встречаются так же более ранние эпохи бронзы (фото 1). Рисунок человека в позе танца с сомкнутыми руками над головой и хвостом. Сомкнутые руки образуют круг и можно предположить, что именно этот ритуальный жест символизирует солнце, а сам сюжет лег в основу изображения «солнцеголовых»людей (божеств?). Есть также версия А.Е.Рогожинского, возводящая генезис изображения «солнцеголовых» к изображениям бронзовых зеркал с выступающими боковыми ручками [1. 33]. Ограниченность во времени не дала нам возможности зафиксировать все рисунки, но даже та малая часть из них сразу напомнила нам о классике Танбалы и Кулжабасы [1. 118]. Сразу бросилась в глаза схожесть многих сюжетов, например: пасторальная сцена,где мы видим небольшое стадо во главе с круторогим козлом(рога которого символизируют восход?), в этих петроглифах и других подобных им он изображен выше самки (у которой в отличие от козла изображен круп), и с потомством.  Козел и самка идут в одну сторону, а потомство следует за ними. Ставшие классикой изображения козлов и оленей в позе резкой остановки (или прыжка?) на «пуантах» [1. 23] (фото 2). Также встречаются, тамгаобразные рисунки более позднего времени и средневековые тамги (фото 3). Интересным является изображение гарцующего оленя, голова которого изящно повернута назад.

Кыземшек

Фото 2. Кыземшек

Фото 3. Тамга

Фото 3. Тамга

Особое внимание привлекает руноподобная надпись. По степени загара определяется как очень древняя. Поскольку  надписи встречаются крайне редко, этот вопрос требует отдельного детального изучения (фото 4).

Фото 4. Горные козлы в позе резкой остановки

Фото 4. Горные козлы в позе резкой остановки

Охрана древних недвижимых артефактов является одной из прерогатив нашего музея, поэтому нам сразу бросилось в глаза аварийное состояние объекта. Дело в том,что большинство рисунков расположены на южных патинизированных участках (кунгейях) крупных валунов марены, но несмотря на иногда внушительный размер, они продолжают движение в месте с моренной и могут быть погребенными под навалом других камней. Поэтому представляется необходимым составить подробный паспорт на эти уникальные рисунки.

Кроме этого, на террасе были найдены следы хозяйственной деятельности – оградки жилищ и курганы. Дальнейшее исследование этого комплекса позволят нам понять тип хозяйствования древних кочевников в условиях  высокогорья  и представить новыйвзгляд на него.

Наскальные рисунки Науакескен

На территории Семиречья в последние годы обнаруживаются как крупные скопления наскальных изображений, так и небольшие. Содержат они, независимо от объема, интересный материал для исследования, который также ждет своих«спасателей». Один из таких памятников древности – наскальные рисунки Науакескен.

Петроглифы Науакескен находятся в восточной части Алматинской области на территории Уйгурского района в 6км. к югу от села Долайты, Кетменского отрога Тянь-Шаня. Они расположены на некрутых скалах, которые в основном расположены в кунгейе (южном склоне гор).

Петроглифы Науакескен еще не описаны в литературе. Определение количества и датировки требует научно-исследовательского анализа.

Фото 5. Бык и паук

Фото 5. Бык и паук

По сюжету рисунки разнообразны, в основном это изображения животных: оленей, архаров, козлов,быков и многих других (фото5). Рисунки нанесены на скальные плиты техникой пикетаж (пунктирный прием нанесения рисунка). Также нетрудно определить разновременность петроглифов. Основная масса рисунков высечена в позднем сакскоми тюркском периодах. О времени выбивки можно судить исходя из стилистических признаков. Петроглифы Науакескен «звериного стиля», хотя здесь нет ни сцен терзания, ни борьбы животных или же животных в экспрессивных позах, то есть основных образах скифо-сакского искусства, только отдельные изображения животных. Также встречаются большие изображения до 1,5 метра, характерные для эпохи бронзы [2. 181] (фото 6).

Фото 6. Большие рисунки с изображением козлов с ориентацией на Восток

Фото 6. Большие рисунки с изображением козлов
с ориентацией на Восток

Многие рисунки сакского периода (в частности, мелко-рогатого скота) имеют примитивный характер. Сложно объяснить это стилизацией, так как полихромный стиль возник намного позднее. Напрашивается версия о том, что они созданы пастухамиво время выпаса скота. Часто мы видим вполне реалистичные сцены из жизни кочевников. Возможно некий подросток-пастух, выпасая скот, сидя на скалах, наблюдая за поведением скота во время выпаса, высекал определённые сцены, наблюдаемые им, тем самым коротая время. К примеру: в обыденной жизни мы видим, что козлы, как правило, идут впереди стада, указывая дорогу животным, идущим позади них. С этой целью иногда к шее козлов привязывают колокольчик. Данный порядок соблюдается и в наскальной живописи. Изобилие подобного рода рисунков и широкий ареал их распространения от Монголии до Кавказа [3. 18], наводит на мысль, что подобные сюжеты и их стиль продиктованы скорее возрастом художника и окружающей его реальностью и не имеют сакрального подтекста.

Горный козел–изображен  крупном планом, длина его примерна 120 см., головой обращенный к юго-востоку. Большинство изображённых животных держат ориентир по этому направлению. Есть изображение горного козла чуть выше на другой плоскости, тоже крупного плана, но в другом направлении, к западу (фото 7). Он размерами меньше первого на 20–30см.

Фото 7. Большие рисунки с изображением козлов с ориентацией на Запад

Фото 7. Большие рисунки с изображением козлов
с ориентацией на Запад

Среди петроглифов выделяется своеобразное изображение оленя с древовидными рогами.Они очень схожи с изображением оленя Ассы (фото 8) [4.] и Кулжабасы[1. 119], датированных эпохой РЖВ [3. 51]По аналогии петроглифы горах Науакескен можно отнести к этому периоду.

Следующие скопление наскальных рисунков встречается с левой стороны от (речки) дороги, в 3 км. от села Долайты в урочище Узынкунгей.По дороге мы также заметили несколько стоянок-поселений и небольших разграбленных курганов.

Фото 8. Петроглифы плато Ассы, олень с древовидными рогами

Фото 8. Петроглифы плато Ассы, олень
с древовидными рогами

Заключение

Исследование таких мест, как верховья рек Есик и Тургень, а также многочисленных ущелий хребта Кетмен-Тау (Большой, Малый Аксу, Шошанай и др.), возможно, приведут к новым открытиям, не менее ярким, чем святилище Тамгалы и Кулжабасы. В любом случае, сохранение уже выявленных рисунков – наша прямая обязанность перед будущими исследователями.

Результаты исследовательских работ будут отражены в научных отчетах заповедника-музея «Иссык», а также использоваться как дополнительный материал в текстах обзорных экскурсий.  Фотоархив заповедника-музея пополнился новыми материалами в количестве 30 шт.

В рамках дальнейшей работы поставлена цель–определить, зафиксировать местонахождение каждого скального обломка с петроглифами, снять план разбросанных камней и эвакуировать их в заповедник-музей для расширения экспозиции.

 

Список использованной литературы 

  1. Марьяшев А.Н., Железняков Б.А. Древности Кулжабасы. – Алматы, 2013. –150 с., илл.
  2. Рогожинский А.Е. Петроглифы археологического ланшафта Тамгалы. – Алматы, 2011. – 342 с.
  3. Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. – М., Наука . 1982. – 127 с.
  4. Железняков Б.А. «Петроглифы»(святилище) плато Асы». Фотографии Петрова А. //http://ru.nomad-kazakhstan.kz/1042.html.

 

 

© 2017. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz