17 июля 2017 года во Дворце Независимости в Астане в рамках культурной программы Международной выставки ЕХРО-2017 состоялось открытие выставки «Сакская культура» Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык»

img_3096

Выставка организована Министерством культуры и спорта Республики Казахстан, выделившим для этого специальное финансирование. В художественной галерее Дворца Независимости представлены 3 заповедника-музея Казахстана – Иссык, Тамгалы и Улытау.

На выставке «Сакская культура» можно увидеть новейшие археологические находки – уникальные артефакты культуры саков Семиречья, найденные в результате аварийных раскопов могильника Орнек в 2015 году: подлинные золотые украшения  — 9 бляшек (пуговиц) и 11 деталей костюма умершего, наконечники стрел из различных материалов (кость, бронза, железо).

В экспозиции представлены архивные материалы по истории изучения «Золотого человека», подлинная посуда из его погребения, а также детали костюма знаменитой иссыкской находки из первой реконструкции «Золотого человека», выполненной реставратором В.Садомсковым в 1970-1973 гг..

img_2889img-20170720-wa0022Здесь же можно увидеть небольшую фото-выставку петроглифов Семиречья, найденных во время исследовательских экспедиций заповедника-музея 2016 года, в том числе ранее не известные изображения.

Интересным экспонатом является небольшая бронзовая  скульптура архара,  найденная К. Акишевым в Семиречье. Предполагается, что это – деталь от жертвенника, такая же фигурка украшала кулах – головной убор «Золотого человека».

Самым большим, и едва ли не самым привлекательным экспонатом выставки стала копия знаменитого войлочного ковра из 5-го Пазырыкского кургана (Алтай), в которой очевидно прослеживаются связи с сакской культурой Семиречья. Предполагается, что такие ковры присутствовали также в погребениях Иссыка, но из-за климатических особенностей органические материалы не сохранились, в отличие от алтайских курганов с «вечной мерзлотой». Инициатором создания копии этой замечательной алтайской находки на земле саков Семиречья стал художник-реставратор заповедника-музея «Иссык» Даулет Бектемиров. Этой идеей он «заразился» еще осенью 2015 года, во время стажировки для реставраторов в Санкт-Петербурге, когда увидел знаменитый ковер в Эрмитаже. В рамках стажировки, проходившей в Российском этнографическом музее, особое впечатление произвело практическое занятие «Восполнение утрат на войлоке», проведенное Э.Ш.Губайдуллиной. С тех пор идея о том, чтобы воспроизвести знаменитое творение сибирских саков, изготовленное по технологии, близкой к изготовлению традиционных войлочных казахских ковров – сырмаков, не давала покоя. Этой мыслью «заразились» и другие сотрудники музея, настолько, что Бекен-ата, веря в то, что идея будет реализована, даже повесил в своем кабинете надпись: «Бұл іргеге байырғы бабаларымыздың кілем үлгілері ілінеді» (На этой стене будет висеть образец ковра наших предков). Возможность реализовать идею появилась, когда Министерство культуры и спорта Республики Казахстан выделило целевое финансирование для организации выставки заповедников-музеев Казахстана в рамках культурной программы ЭКСПО.

whatsapp-image-2017-07-20-at-15-39-40На большом, около 30 кв.м., белом войлочном ковре чередуются фризы из орнаментальных фигур и несколько раз повторяющейся композиции, представляющей всадника в развевающемся плаще перед богиней, сидящей на троне с пышным растением в руке, символизирующем древо жизни. В головном уборе всадника вполне отчётливо просматривается параллель с солнцеголовым божеством с перстня-печати «Золотого человека», что наводит на мысль об общности традиций саков Алтая и Семиречья.

 

© 2017. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz