Археология курганов Казахстана

Мухтарова Г.Р., кин, директор Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык»

Статья была представлена на 9- ом Международном симпозиуме «Изучение наследия Силля» в городе Кенджу, Южная Корея, 8-9 октября 2015г.

Курганы, как погребальные сооружения распространены на всех континентах земли кроме Австралии. Эти древние насыпи, своего рода капсулы времени, хранящие  в себе информацию  для будущих поколений. Раскопки многих курганов обнаружили сенсационные для науки сведения, открыли завесу прошлого, изменили уже сложившиеся, традиционные мнения об отдельных периодах истории человечества.

Термин «курган» имеет тюркское происхождение, хотя некоторые исследователи относят курган к заимствованиям древнего времени из персидского языка. Этимология его до сих пор окончательно не выяснена. Академические словари  по-разному трактуют  значение данного понятия, но в одном  мнения сходятся, что курган –  могила или могильное сооружение, распространенное не только в степных зонах земли. Курганы  обычно имеют полусферическую или коническую формы, встречаются курганы с овальным или прямоугольным основанием, а к примеру в Японии в 4-6 вв. н.э. были распространены курганные насыпи даже башмаковидной формы.

Общеизвестно, что древнейшие курганы появились в позднем неолите и энеолите (4-3 тыс. до н.э.) в каспийско-причерноморских степях, в Предкавказье и Закавказье. Во 2-й половине третьего тысячелетия до н.э. курганные погребения распространяются в Азии, на Балканах, в центральной Европе. В поздние периоды они получают уже более широкое распространение и известны на всех континентах, в ряде областей сооружались вплоть до позднего средневековья.

Несмотря на длительный хронологический диапазон и территориальную обширность их присутствия каждый курган это не просто завал камня и земли, а  древнее многоярусное архитектурное сооружение, имеющее глубоко символическое значение и не простые технические приемы. Видимо древние верили, что «иной» мир устроен по подобию «этого»,  узнать сегодня о том, как жили люди в прошлом, мы можем, чаще всего, изучая предметы из захоронений, из курганных могил. Известный советский археолог В.М. Массон  называл курганы «древнейшей формой монументальной пропаганды».

Курганы, возвышаясь над землей, являлись специфическим священным пространством. На месте захоронения вождя – предводителя племени, рода приносились жертвоприношения и совершались ритуалы. Это пространство было символом божественного статуса земной власти. В последующие столетия идея вертикальной плоскости в пространстве (камень, столб, стела, изваяние) в качестве ритуальной индексации умершего соплеменника на всех просторах степной Евразии станет определяющей.

Известный итальянский учёный Марио Алинеи  пишет: «Как известно, евразийские курганы были не просто насыпями над могилами. Они были своеобразными храмами. С их появлением религиозная жизнь выходит за пределы посе­лений. У курганов собирались общины, чтобы почтить память умерших, принести жертвы богам, произвести праздника, решить важные дела. Курганы через чествования предков олицетворяли для степняков их исконную связь с определенной территорией. Возвышаясь над степными просторами, они обозначали территории расселения скотоводов и пути их передвижения».

Курганные насыпи классифицируются как по внешним признакам – размеру, так и по внутренним – содержанию внутримогильных и надмогильных сооружений и конструкций. Однако на сегодняшний день общепринятой единой научной классификации курганов не существует. Особенностью же курганов находящихся на  обширной территории Казахстана  является то, что здесь встречаются практически все наиболее распространенные виды курганов. В нашей статье мы  рассмотрим наиболее известные в археологической науке курганы, которые позволят понять  региональные особенности древних захоронений Казахстана. Изучение курганной культуры, в первую очередь связано с изучением погребального обряда. «Ставя перед собой задачу фактического анализа всех его элементов, включая и погребальный инвентарь, можно воссоздать как индивидуальные характеристики материальной культуры отдельных групп, оставивших курганные могильники, так и представить общую характеристику культур в целом, оценить развитие технологических навыков материального производства, смену идеологических представлений, выявить общие традиции и время распространения новаций, этнокультурные различия и этнические сюжеты».[1]

Курганы на территории Казахстана возводились уже в эпоху бронзы, но широкое распространение получили в период раннежелезного века и принадлежали кочевым племенам «сакам».

На степных просторах  Центрального Казахстана в горных и речных долинах распространены так называемые «курганы с усами». Это сложный погребальный комплекс  курганов  с каменными грядами.  Монументальное сооружение состоит из основного большого кургана, малого кургана расположенного рядом с восточной стороны или на значительном расстоянии и двух каменных гряд отходящих на восток. В большом кургане погребение человека, в малом захоронение коня с глиняным сосудом. Гряды имеют форму полудуг, ширина которых 1,5 – 2 м., длина от 20 м. до 200 м. В конце и начале каменные гряды ограниченны круглыми каменными сооружениями наподобие курганов. Эти уникальные памятники эпохи ранних кочевников могли служить своеобразной обсерваторией, т.е. местом наблюдения за движением луны и других небесных светил, для определения момента равноденствия, солнцестояния и других явлений, помогающих в составлении календаря.

В Южном Казахстане  на территории Семиречья особый интерес представляют т.н. «элитарные» курганы. Это уникальное по масштабности скопление царских курганов в относительно небольшом регионе. Открыто 65 могильников, в которых насчитывается 350 царских курганов, относящихся к 5-2 вв. д.н.э. Самыми  характерными в этом плане являются могильники Бесшатыр и Иссык.

Бесшатырский могильник находится в Алматинской области на правом берегу реки Или, на территории природного заповедника Алтын-Эмель. Он занимает площадь 2 кв. км, его протяженность с севера на юг 2 км, с запада на восток – 1 км. Первоначально он состоял из 31 кургана. В период с 1957 по 1961 гг. Семиреченской и Илийской археологическими экспедициями были раскопаны в общей сложности 18 курганов.

Эталонными «элитарными» курганами могильника принято считать четыре царских кургана. Каждый большой курган включает в себя комплекс наземных и подземных сооружений: насыпь, подкурганное сооружение – бревенчатую гробницу, подземные ходы-катакомбы, менгиры, ограды, каменные валы. Основная надземная часть сооружения – огромная насыпь, состоящая из нескольких (от 3 до 17) слоев крупного камня, щебенки и др. Под насыпью находится наземная деревянная бревенчатая гробница, сооруженная из крупных тянь-шаньских елей площадью до 20 кв. м. и высотой 3 м. Многослойность насыпей способствовала созданию сухого микроклимата внутри курганов, прекрасному сохранению деревянных конструкций гробниц от влаги и гниения. В ходе археологических исследований обнаружилось, что впадины на склонах насыпей, которые заканчиваются небольшими плоскими буграми, являются входами в подземные катакомбы. Подобные ходы саки прорывали в насыпи уже сооруженного кургана, вероятно для заноса в могилу второго покойника. Самое крупное погребальное сооружение могильника – Большой Бесшатырский курган – имеет диаметр 104 м, а высоту 15-17 м. Насыпь его  усечено-конической формы, с каменным покрытием. Вокруг насыпи на расстоянии 5-7 м расположен каменный вал шириной 2 м, высотой 0,6 м. Характерная особенность кургана – два кольца круглых оград (кромлехов) из огромных каменных столбов (менгиров) и гигантских валунов. Всего вокруг кургана в 1957 году было выявлено 94 кромлеха. Диаметр кольцевидных оград 2-3 м, расстояние между ними около 3 м. Они сооружены, как правило, из 5-7 плит и валунов высотой от 1 до 2 м. Около них полукругом выложены от 3 до 5 крупных валунов, каждый из которых весит несколько сотен килограммов.

Бесшатырские гробницы-усыпальницы возводились с помощью строительных технологий, аналогичных тем, которые применялись при строительстве жилищ из дерева, имеющих коридор, сени, дверной проем, жилищную камеру, перекрытые камышовыми и войлочными матами. Такая планировка жилищ использовалась племенами, населявшими Казахстан, еще с эпохи бронзы. Материалы археологических раскопок изменили представления об уровне строительной техники, способах обработки древесины, применяемых в то время  и сакской культуре в целом. Очевидно, что феноменальное количество и высокие параметры «элитарных» курганов стало возможным при достаточно высоком развитии социума его властных структур с вертикальным подчинением всех слоев населения.

Некрополь Иссык, расположенный на левом берегу горной реки Иссык, в 50 километрах восточнее г. Алматы, соотносится с племенной группировкой семиреченских саков, которая одной из первых на территории Казахстана подошла к созданию государственности. Могильник состоял изначально из 600  больших царских курганов диаметром от 30 до 90 и высотой от 4 до 15 метров. Иссыкский могильник получил мировую известность  после того, как в 1969 году Семиреченская экспедиция под руководством археолога Кемаля Акишева в одном из его курганов обнаружила нетронутое захоронение сакского воина. Курган располагался в западной половине могильника. Его диаметр 60 м, высота — 6 м. После сноса насыпи, на глубине 1,2 м от уровня древнего горизонта были обнаружены два захоронения: центральное и боковое (южное). Центральное было неоднократно ограблено. Боковая могила оказалась не потревоженной, останки захороненного и погребенный инвентарь сохранились полностью. Погребальная камера была сооружена из обработанных бревен ели. В северной половине были обнаружены останки погребенного. В погребальной камере было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды. Среди находок есть серебряная чаша, которую ученые относят к середине I тыс. до н.э. На дне чаши с внешней стороны имеется надпись, состоящая из двух строк. Окончательной дешифровки этой надписи, к сожалению, пока нет. Все предметы в кургане были найдены в первоначальном положении, что дало возможность создать уникальную реконструкцию одежды, получившую название «Золотой человек», ставшим впоследствии одним из символов Казахстана.

В Шиликтинской долине Зайсанского района Восточно-Казахстанской области расположено более двухсот памятников раннего железного века, из них около 130 курганов сако-скифского времени находятся в центральной ее части, на площади, охватывающей 1,5 км в ширину и 6 км в длину. Такая плотная концентрация элитарных памятников сакской культуры на небольшой площади территории Казахстана встречается очень редко. Первым ученым, проводившим исследование в начале прошлого века памятников Шиликтинской долины, был гидротехник из Семипалатинска Г.Н.Бокий. В 1949-1962 годах исследование шиликтинских могильников проводил проф. С.С. Черников, им раскопано 13 курганов. С 2003 года эти памятники изучаются экспедицией проф. А.Т.Толеубаева. На сегодняшний день научными сотрудниками Института археологии им. А.Х. Маргулана изучены курганы № 1 могильника Шиликты-3, №1,2,4 могильника Шиликты -2.

Курган Байгетобе из группы Шиликты-3 представлял собой грандиозное архитектурное строение. Размеры кургана как социальный знак не вызывали никакого сомнения в том, что здесь был похоронен один из сакских царей. Раскопка кургана подтвердила это предположение, именно здесь был обнаружен третий по счету на территории Казахстана сакский «золотой человек». Всего в кургане Байгетобе могильника Шиликты–3 найдено 4303 экземпляра золотых изделий, из них: 153 бляхи в виде маски барса, 36 блях в виде беркута, 20 блях в виде оленей, 39 блях в виде волчонка (медвежонка), одна бляха в виде скульптурного изображения архара, одна пуговица–бляха в виде пятиконечной звезды, 23 украшения в виде бубенчика, 63 рифленого трубчатого украшения, 17 листовых золотых полосок, 7 штук золотых листовых проволочек, 141 штука миниатюрных подвесок полушаровидной формы, 2835 миниатюрных чашеобразных подвесочек с припаянным ушком, 223 штуки миниатюрного трубчатого бисера, 743 штук кольцевидного бисера и одна миниатюрная скоба.

Наряду с курганами Шиликты в Восточном Казахстане широкую известность получил Берельский некрополь. Он расположен в высокогорной долине реки Бухтарма, на высоте 1120 метров над уровнем моря. Долина ограничена впадающими в Бухтарму горными речками Ак Берель, Буланты и Сохатуха.  На могильнике за период с 1997 по 2006 год археологами во главе с известным ученым З. Самашевым раскопано и исследовано 15 объектов. Природно-климатические условия региона способствовали образованию под некоторыми курганами линзы мерзлоты. Благодаря этому обстоятельству в погребальных камерах неплохо сохранились предметы, принадлежащие похороненным здесь знатным сакам – одежда, конское снаряжение и убранство из дерева, седла и ткани, деревянная посуда, изделия из кожи, войлока. «Археологическая сенсация уходящего XX столетия» — так в мировой науке квалифицировали находки, сделанные в кургане № 11 в 1999 году. Объект представлял собой объемное каменное сооружение. В могильной яме на глубине четырех метров располагался сруб из полубрусьев с колодой внутри, выдолбленной из цельного ствола лиственницы. В колоде находились забальзамированные останки мужчины и женщины, по всей видимости, они были знатного происхождения. За северной стенкой сруба, под перекрытием, состоящим из берестяных полотнищ и веток курильского чия, захоронено 13 лошадей. Все кони рыжей масти, но один из них выделяется особым золотистым цветом и богатством упряжи. Парадное снаряжение лошади изготовлено из мельхиора, бронзы, латуни, позолоты, натурального конского волоса. Все найденные там художественные изделия — от ювелирных украшений до конского снаряжения — сделаны из дерева богато покрытого золотом. Благодаря подкурганной мерзлоте, впервые в казахстанской науке, удалось получить сведения, позволяющие в целостности восстановить элементы погребального обряда древних кочевников.

В Западно-Казахстанской области свидетельством расселения здесь кочевников эпохи раннего железного века является царский комплекс Кырык-Оба, Тонкерис, Лебедевка II, Булдырты, Бегжанбулак I, Былкылдак I, Коныр VI, Таксай I и др. Наиболее известен курганный комплекс Таксай I, он расположен у села Долинное  на территории  Теректинского района Западно-Казахстанской области.  Комплекс состоит из 6 земляных насыпей. Курганы -1 и 2 самые большие по диаметру и по высоте. В течение полевого сезона 2012 г. отрядом Западно-Казахстанского центра истории и археологии были раскопаны курганы 3,4,6. В курганах 3 и 4 обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода II-IV вв. н.э. В кургане-6 открыто уникальное погребение женщины из знатных слоев раннего кочевого общества, относящееся к VI веку до н. э., сарматскому периоду. Курган состоял из задернованной насыпи, возведенной над ямой погребения. На переферии кургана наблюдались два кольцевых вала из желтой материковой глины. Ближе к центру фиксировался мощный прокал и остатки деревянной подкурганной конструкции, возведенной на погребенной почве над ямой погребения квадратной формы без дромоса. Яма была выявлена в центральной части надмогильного сооружения. Она была перекрыта двойным деревянным накатом из тополя, лежавшим на поперечных балках положенных у северной и южной стороны ямы. Конструкция представляла собой примитивный  невысокий сруб.На дне которого прослеживлись остатки плах. Сохранность захоронения позволила с наиболее возможной полнотой реконструировать одежду и головной убор погребенной. В составе обнаруженных предметов присутствуют изделия, как местного, так и импортного производства (Ахеменидский Иран). Многие из них являются настоящими произведениями искусства. Рядом с женщиной обнаружено около 80 золотых украшений, помимо этого были найдены богато декорированное бронзовое зеркало, амулеты – все это непременные атрибуты сарматских жриц. Многие аксессуары «савроматского» костюма тесно связаны с религиозными представлениями,  золотые бляшки, выполненные в зооморфном стиле,  выступали в магическом значении. Уникальным артефактом историки считают деревянный гребень, на котором изображены сцены баталий в войне саков и персов.

Как утверждают ученые в более поздние периоды степная скифо-сакская культура, в том числе культура возведения курганов проникала в районы  внутреннего Китая. Первые погребальные курганы в Китае появились именно в северных царствах, с граничащих с Великой степью. В дальнейшем эта традиция распространилась дальше на Восток,  Корею и Японию. В 3-7 века истории Японии называют «периодом курганов» (Кофун).

По утверждению археолога профессора Byung-Hyun Choi, знаменитый погребальный комплекс, состоящий из 23 королевских гробниц, династии Силла из Кенджу имеет уникальное сходство с могильником «Иссык» в Казахстане. Удивительно и то, что  первая гробница – Чхонмачон была обнаружена во время археологических раскопок в 70-е годы, также как Золотой человек из могильника «Иссык». Определенное сходство прослеживается также  между захоронением сарматской жрицы из Таксайского кургана и  второй  известной гробницей — Хваннамдэчон, которая является одним из крупнейших памятников древней погребальной культуры Кореи. Как известно, вместе с телами супругов в ней было обнаружено более 30 тысяч драгоценностей и предметов из золота, причем рядом с телом супруги аксессуаров найдено гораздо больше. Проанализировав это, ученые сделали вывод, что женщина могла иметь высокое социальное положение, вне зависимости от супруга. Сходство прослеживается в формах головных уборов женщин и украшениях, в частности в серьгах.

Таким образом, изучение погребальных комплексов, каковыми являются курганные захоронения, дает возможность получения разнообразной информации, касающейся различных аспектов жизни наших предков, а также предоставляет важные сведения для специалистов, занимающихся проблемами смежных территорий. Материалы подобных исследований позволят  ученым объяснить взаимопроникновение культурных элементов  этносов, населявших современные территории наших стран в древности, восстановить историю взаимодействий  народов, в том числе Казахстана и Кореи.

В последние годы археологи Казахстана и Кореи стали разрабатывать совместные проекты, проводить совместные археологические раскопки. Надеемся, что подобные начинания дадут свои результаты, и мы станем свидетелями новых открытий, которые внесут свой достойный вклад в развитие  археологической науки двух стран.

[1] Шишлина Н.И.
Северо-западный прикаспий в эпоху бронзы (V–III тысячелетия до н.э.)  Автореферат диссертации на соискание ученой степени. 2008.

© 2017. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz