Археологическое исследование курганов эпохи саков и Золотого человека | Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»

Археологическое исследование курганов эпохи саков и Золотого человека

%d0%bc%d1%83%d1%85%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%83%d0%bd%d0%b0%d1%80-%d1%84%d0%be%d1%80%d1%83%d0%bc-%d0%b0%d0%bb%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8b

Мухтарова Гульмира. Археологическое исследование курганов эпохи саков и Золотого человека// Международный форум по сотрудничеству с северными регионами  Степного Шелкового пути/ Материалы конференции – Республика Корея, провинция Кенсанбук-до, июнь 2018, с.93-104

 

Рубеж II-I и начало I тысячелетия до н.э. на просторах евразийской степной зоны ознаменовались важным событием – становлением кочевых форм скотоводческого хозяйства и распространением металлургии железа. Период развития кочевых обществ с момента их становления и до раннего средневековья (до V в. н.э.) принято называть эпохой раннего железа или эпохой ранних кочевников (в отличие от эпохи поздних кочевников, охватывающей время с V в. н.э. до нового времени). Переход в первых веках I тысячелетия до н.э. части населения к кочевому скотоводству характеризовался формированием новых археологических культур. При всем своеобразии каждой из них все они образуют некое единство, которое обусловлено рядом обстоятельств – это сходная среда обитания и соответственно одинаковый жизненный уклад, мобильность, способствующая установлению культурных контактов с самыми отдаленными территориями, близкий уровень социально-экономического развития и, наконец, общая генетическая подоснова, восходящая к андроновской общности эпохи бронзы. Существующее между культурами сходство маркируется несколькими терминами: «скифо-сибирское единство», «скифо-сибирская общность» «скифо-сакский мир». Последний термин наиболее нейтрален, а потому предпочтителен.

Наиболее ярко общность культур евразийских кочевников, расселившихся от Дуная до Монголии, проявилась в существовании у этих племен так называемой скифской или сакской триады, в состав которой входят близкие типы вооружения, конского снаряжения и своеобразное искусство звериного стиля. Однако общих черт в содержании кочевых культур скифо-сакского мира значительно больше. Сюда могут быть отнесены котлы, памятники монументального искусства:  «оленные камни», каменная скульптура, петроглифы, общие в ряде случаев приемы устройства могильных сооружений, детали погребального обряда.

Территорию Казахстана в рассматриваемый период заселяли племена, которые древнеперсидские источники называли собирательным именем «саки». Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье, и савроматов — в нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов времени Кира и Дария I, греков эпохи Александра Македонского. В ахеменидских клинописных источниках сообщается о трех группах саков: саки-хаомаварга (саки, варящие священный напиток хаому), саки-тиграхауда  (саки,   носящие  остроконечные  шапки),   саки-парадарайа (саки, которые за морем). Для выяснения истории саков представляют интерес надписи царей Дария I и Ксеркса на древнеперсидском, эламском и аккадском языках, а также свод книг зороастрийской религии древних иранцев «Авеста». Весьма ценны античные источники, преимущественно на греческом и латинском языках. Однако конкретная информация о саках, живших на территории Казахстана, в них невелика и отрывочна. Поэтому для воссоздания более полной картины бытовой и духовной культуры саких племен широко используют археологические источники. На обширной территории Казахстана повсеместно представлены памятники раннежелезного века. Но особо в этом плане выделяется Восточный Казахстан, особенно регион Алтая, Центральный Казахстан и весьма богатый на памятники сакской эпохи юго-восточный Казахстан – регион Семиречья. Здесь наряду с памятниками оседлости, скоплениями наскальных рисунков, святилищ выделяются места захоронений представителей сакской элиты и царей, так называемые курганные могильники или некрополи. Курганы – погребения сакской знати, являются примечательной деталью ландшафта Семиречья. Они различаются размерами, высотой и образуют цепочки, скопления и могильные поля. Среди наиболее известных – могильники Бесшатыр, Алматы, Талгар, Куралы, Бурундай, Тургень, Чилик, Кегень, Мерке, Джетытобе, Уштобе, Берккара. Все они были исследованы, частично раскопаны, а такие как Иссык приобрели всемирную известность.

Сенсационная археологическая находка экспедиции 1969-1970 года под руководством К.Акишева, обнаруженная в одном из курганов могильника (некрополя) Иссык стала известна под именем «Золотой человек». Открытие этого погребения позволило дать ответы на многие вопросы, связанные с материальной и духовной культурой саков Семиречья.

Курган, датируемый V-III вв. до н.э., из-за своих внушительных размеров был отнесен исследователями к категории «царских». Диаметр его достигал 60 м, высота составляла 6 м. Здесь было обнаружено два захоронения – разграбленное центральное и боковое, оказавшееся нетронутым. Погребальная камера бокового захоронения была сооружена из обработанных бревен тянь-шаньской ели в виде сруба, с бревнами перекрытия наверху. Погребенный, ростом около 165 см, лежал в северной половине камеры, на спине, головой на запад. Согласно параметрам костных останков и предварительным результатам антропологических исследований, он оказался юношей 15-18 лет.

Останки были облачены в костюм, богато декорированный золотом, сакральная семантика которого уже около полувека исследуется учеными. В захоронении был также найден комплекс предметов, призванных сопровождать сакского принца в загробный мир: 31 керамический сосуд, 3 металлические чаши, серебряная ложка, деревянные подносы, деревянные миски, два черпака, кинжал и меч, декорированные золотом в скифском зверином стиле, плеть, плащ, кафтан, штаны, сапоги с золотыми нашивками, кулах со сложной символикой, гривна, серьга, пояс с бляхами и два перстня.

Композиционное решение костюма, расположение предметов в погребальной камере, ее внешнее и внутренне устройство, наглядно демонстрируют мировоззренческие представления сакских племен Жетысу. В ходе семиотического анализа артефактов Иссыкского кургана выявлена связь конической формы головного убора с его декором, в совокупности с изображениями мирового древа, архара или оленя, что указывает на сакральный статус его владельца. Высота конусообразного головного убора (короны) составляла 65-70 см.

Среди артефактов, найденных в погребении, особое место занимает серебряная чаша, на внешней стороне которой острым предметом начертана горизонтальная надпись из 26 знаков. Эта надпись произвела сенсацию в научном мире, опровергая устоявшиеся взгляды на то, что в сакском обществе не было письменности. Именно по отношению к ней ученые впервые употребили условное название «иссыкское письмо». Внешне она напоминает орхоно-енисейскую письменность, по другой гипотезе – письмо кхароштхи. Аналогичные письмена позже были обнаружены на многочисленных обломках глиняной посуды и камнях из Южного Узбекистана, Южного Таджикистана и Северного Афганистана, которые датируются V-IV вв. до н.э.

В настоящее время существует более 20 версий прочтения надписи. В научном мире сформировались две языковые версии происхождения надписи. Одна из них‑ прочтение надписи по принципам тюрко-рунического письма, что свидетельствовало бы о наличие тюркоязычных компонентов в древней истории Средней Азии и Казахстана. Вторая ‑ об иранском происхождении надписи. Основным аргументом противников тюркоязычности иссыкского письма является утверждение о более позднем появлении тюрко-рунической письменности (VII – VIII вв.).

В числе сторонников тюркского происхождения надписи академик А.Аманжолов – крупный языковед, признанный специалист в области сравнительно-исторической грамматики тюркских языков, истории древнетюркской письменности. Он прочитал надпись снизу вверх, дешифровка звучит так: «Ag`a, sanga ochuq! Diz chok! Bodun ichra azuq» – «Брат, (это) родина! (эй чужой человек) встань на колени! У народа много пищи».

В одном из интервью исследователь «Золотого человека», известный археолог К.Акишев утверждал, что «феномен надписи на серебряной чаше, тайну которой не могут разгадать филологи и тюркологи, в том, что наличие в то время алфавитной письменности – это факт существования и показатель уровня развития государства, степени грамотности насельников, развития общества и этнического единства. Несомненно, что эта письменность существовала до появления этой чаши».

В 1978 году доктором К.А. Акишевым была издана монография «Курган Иссык», где он привёл подробное описание ювелирных изделий и погребального инвентаря, обнаруженных в царском захоронении. В книге отражаются вопросы реконструкции костюма «Золотого человека» и погребальной обрядности сакских племен Семиречья. В 1984 году издается монография А.К. Акишева «Искусство и мифология саков», на страницах которой исследуются проблемы изобразительного творчества ранних кочевников Казахстана и Средней Азии, дается характеристика их религиозно-мифологических взглядов, в большинстве своем, на основе расшифровки семантики образов и мотивов, представленных на костюме царевича и погребальном инвентаре из «Кургана Иссык».

Могильник Иссык, получивший широкую известность именно благодаря нетронутому сакскому захоронению, в числе немногих памятников назван Президентом «составляющим каркаса нашей национальной идентичности». Ведь обнаруженный здесь «Золотой человек» заставил заново пересмотреть историю государственности Казахстана, а история письменности была отодвинута вглубь веков. В сакской эпохе берут начало истоки казахстанской идентичности. Поэтому в рамках программы «Рухани жангыру» могильник Иссык одним из первых стал объектом «Сакральной карты Казахстана».

Комплекс погребения кургана «Иссык» имеет огромное значение для археологии, мировым научным сообществом памятник считается эталонным, характеризирующим не только ярчайшие проявления культуры и цивилизации древних кочевников Центральной Азии – саков, но и цивилизацию номадов Евразии в целом, вкладом номадов в культуру человечества. Иссыкский курган уникален как сакральный памятник материализованной ментальной культуры, мифопоэтического восприятия и системы социального микро и макрокосма сакских племен железного века. С момента открытия и по сей день он является объектом широкомасштабных историко-археологических исследований, с каждым днем обретая все большее историко-культурное значение и актуальность. Кроме того, Иссыкский курган и артефакты, обнаруженные во время его исследования, со временем превратились в один из культурных брендов Республики Казахстан. Артефакты памятника и сюжеты, украшавшие парадную одежду «Золотого человека», передающие сакральный смысл мифологии древних племен, вошли в государственную атрибутику Республики Казахстан.

Золотые изделия из кургана Иссык находятся в фондах Национального музея РК, утварь и отдельные украшения представлены в экспозиции Государственного историко-культурного заповедника-музея «Иссык», созданного в 2010 г. на территории могильника. Костные останки «Золотого человека» также хранятся в фондах заповедника-музея «Иссык». В настоящее время рассматривается вопрос по музеефикации погребения «Золотого человека» на территории могильника Иссык.

В экспозиции заповедника-музея особое место занимает реконструкция костюма «Золотого человека», выполненная реставратором Крымом Алтынбековым. Эта реконструкция является третьей по счету. Работы над первой начались непосредственно после обнаружения и археологического обследования уникального захоронения в далеком 1970-м году, а реконструированный костюм царевича впервые увидел свет в 1973 году. Реставрационные работы в научном плане возглавлял сам К.А. Акишев, практическим воссозданием образа занимался В.И. Садомсков. Вторая по счету реконструкция костюма «Золотого человека» была выполнена в 1992 году реставратором А. Танабаевым. Все три работы отличаются друг от друга расположением золотых украшений на головном уборе (короне) «Золотого человека», поскольку сохранность его давала повод к различным интерпретационным версиям. Ткань – основа головного убора истлела, бляшки, нашитые когда-то на него, были разбросаны в разные стороны. Причиной тому послужило, по-видимому, падение одного из бревен перекрытий усыпальницы, которое повредило череп усопшего.

С 2013 года с целью восстановления череды событий, связанных с открытием и изучением сенсационного захоронения, заповедником-музеем «Иссык» был инициирован и реализован научно-исследовательский проект, результатом которого стало издание в 2016 году сборника «Тайны Золотого человека» . В книге была восстановлена достоверная картина истории открытия и изучения «Золотого человека» на основе архивных материалов и воспоминаний участников археологических раскопок кургана Иссык, а также опубликован предварительный анализ посткраниального скелета «Золотого человека».

В 1999 году вдоль южной границы некрополя Иссык, в предгорных зонах были обнаружены комплексы поселений и городов, указывающие на то, что на некрополе покоятся обитатели этих памятников оседлой культуры. Поселениям были даны названия близ расположенных современных поселков – это Рахат и Орикти. Города Рахат и Орикти трехчастные. Составные части первого расположены в ряд, второго – замкнутым кругом. Четко читаются рвы, крепостные стены с башнями вокруг жилых массивов. Вполне возможно, что городище Рахат было резиденцией сакских царей, оттуда выносили тело «Золотого человека» к месту его погребения.

В 2013 году территория городищ Рахат и Орикти вошли в охранную зону заповедника-музея «Иссык» и стали одними из археологических объектов туристического маршрута, предлагаемого к обзору посетителям музея. Данные поселенческие комплексы только начинают изучаться в археологическом плане. Предварительные раскопки на них выявили культурные слои, соответствующие по времени курганам Иссыкского могильника.

Заповедник-музей «Иссык», помимо упомянутых полевых работ на памятниках оседлости, активно проводит археологические исследования на погребальных комплексах расположенных неподалеку от некрополя Иссык. Раскопки на ряде объектах, проводимые заповедником-музеем, со временем заинтересовали зарубежных исследователей. Летом 2016 года музей согласно взаимной договоренности, совместно с несколькими научными учреждениями Южной Кореи (Институт исторических исследований Национального университета Сеула, Институт культурных ценностей Республики Корея DONG-SEO, Центральный институт культурного наследия научно-исследовательского центра культуры Mahan и Института  культурных ценностей Республики Корея  Daehan) провел  научно-исследовательские работы на могильнике Орнек. Этот памятник дал интересный и довольно богатый археологический материал в 2015 году. Раскоп одного из курганов выявил артефакты в виде фрагментов золотых украшений, металлических и керамических изделий, были обнаружены костные останки людей и животных. Летом 2017 г. совместные работы международной казахстано-корейской комплексной экспедиции на базе заповедника-музея «Иссык» были продолжены на другом погребальном объекте – могильнике Рахат, расположенном в одноименном ущелье вблизи города Есик. Были осуществлены раскопки на 2 памятниках сако-усуньского периода. Помимо выявленных артефактов, результаты исследований на указанных объектах позволили выявить особенности погребальных конструкций и поминальной обрядности древних кочевников региона.

Отчеты о результатах совместных исследований сотрудников заповедника-музея и корейских археологов были представлены на международных конференциях, проходивших в Республике Корея осенью 2016, 2017 гг. Итоги работ были опубликованы на страницах южнокорейских научных изданий. На конференциях исследователи из разных стран обсуждали друг с другом результаты и перспективы проведения будущих научных изысканий, в том числе совместных международных. Сотрудники заповедника-музея обсудили планы заповедника-музея с корейскими археологами в рамках дальнейшей двухсторонней совместной исследовательской работы на 2018 г. Было принято решение о создании геоинформационной системы базы данных по археологическим памятникам Есикского микрорегиона.

Полученные результаты комплексных исследований памятников оседлости и погребальных объектов Иссыкского микрорегиона, выявленные в ходе их исследований материалы будут введены в научный оборот в ходе дальнейших полевых и лабораторно-камеральных работ и дадут возможность расширить наши представления о культуре древних насельников Казахстана уже представших нашему взору в виде царственного образа «Золотого человека».

© 2018. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz