2018 Июнь 14 | Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»

Daily Archives: 14.06.2018

Археологическое исследование курганов эпохи саков и Золотого человека

%d0%bc%d1%83%d1%85%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%83%d0%bd%d0%b0%d1%80-%d1%84%d0%be%d1%80%d1%83%d0%bc-%d0%b0%d0%bb%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8b

Мухтарова Гульмира. Археологическое исследование курганов эпохи саков и Золотого человека// Международный форум по сотрудничеству с северными регионами  Степного Шелкового пути/ Материалы конференции – Республика Корея, провинция Кенсанбук-до, июнь 2018, с.93-104

 

Рубеж II-I и начало I тысячелетия до н.э. на просторах евразийской степной зоны ознаменовались важным событием – становлением кочевых форм скотоводческого хозяйства и распространением металлургии железа. Период развития кочевых обществ с момента их становления и до раннего средневековья (до V в. н.э.) принято называть эпохой раннего железа или эпохой ранних кочевников (в отличие от эпохи поздних кочевников, охватывающей время с V в. н.э. до нового времени). Переход в первых веках I тысячелетия до н.э. части населения к кочевому скотоводству характеризовался формированием новых археологических культур. При всем своеобразии каждой из них все они образуют некое единство, которое обусловлено рядом обстоятельств – это сходная среда обитания и соответственно одинаковый жизненный уклад, мобильность, способствующая установлению культурных контактов с самыми отдаленными территориями, близкий уровень социально-экономического развития и, наконец, общая генетическая подоснова, восходящая к андроновской общности эпохи бронзы. Существующее между культурами сходство маркируется несколькими терминами: «скифо-сибирское единство», «скифо-сибирская общность» «скифо-сакский мир». Последний термин наиболее нейтрален, а потому предпочтителен.

Наиболее ярко общность культур евразийских кочевников, расселившихся от Дуная до Монголии, проявилась в существовании у этих племен так называемой скифской или сакской триады, в состав которой входят близкие типы вооружения, конского снаряжения и своеобразное искусство звериного стиля. Однако общих черт в содержании кочевых культур скифо-сакского мира значительно больше. Сюда могут быть отнесены котлы, памятники монументального искусства:  «оленные камни», каменная скульптура, петроглифы, общие в ряде случаев приемы устройства могильных сооружений, детали погребального обряда.

© 2018. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz