Monthly Archives: Май 2018

Создание подробного топографического плана могильников Рахат и Орнек

Создание подробного топографического плана могильников Рахат и Орнек

 

img_0016_%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b9-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%bc%d0%b5%d1%80Работы на могильниках Рахат и Орнек совместно с южнокорейскими учеными ведутся третий год, за это время были раскопаны три кургана сакского периода. Отчет о результатах работ трех полевых сезонов будет представлен в сборнике, издание котрого преполагается на двух языках (казахский, корейский). Сотрудничество с археологами из Южной Кореи продолжается.

ПОДВЕЛИ ИТОГИ КОНКУРСА И …. ЧЕСТВУЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ !

6-%d0%b7%d1%83%d1%85%d1%80%d0%b0_%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8%d0%b3%d0%be%d0%b6%d0%b8%d0%bd%d0%b0

В начале марта этого года мы объявили конкурс «Өлке мақтанышы» / «Гордость края» на создание «местных денег и марок». Предложили вспомнить и решить – портрет кого из земляков или изображение какого знакового места достойны быть размещенными на предметах, играющих имиджево-смысловую роль  страны, или в данном случае, родного края. Ведь мы знаем немало людей, которые внесли свой весомый вклад в становление и развитие современного Казахстана. Одним из них был археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов (Бекен-ата). Почетный гражданин Енбекшиказахского района, он один из первооткрывателей «Золотого человека», ставшего символом Независимости Казахстана. Во время проведения конкурса сотрудники заповедника-музея А.Амаргазиева и Ж.Курбанали провели подготовительную работу и знакомили на выездных лекциях в школах (им. аль-Фараби с.Байтерек, № 1 Рахат, им. Ж.Кайыпова с. Казахстан) с биографией археолога, с его деятельностью, рассказывали историю открытия «Золотого человека». Тем самым они показали пример того, как можно выявить имена подобных ему людей, которые своим трудом заслужили честь народа, а также места истории и культуры, ставшие гордостью края. Кстати, его сын, дизайнер по образованию, Бекбол Нурмуханбетов предложил дизайн юбилейной монеты в честь знаменитого отца (его работа была отмечена дипломом за 2-е место в конкурсе среди взрослых).

 

5-%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0_%d0%b6%d0%b8%d0%b1%d0%b5%d0%ba_%d1%81%d0%b0%d0%b3%d1%8b%d0%bd%d0%b4%d1%8b%d0%ba_%d1%81_%d0%bf%d0%be%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb %d0%b1%d0%b5%d0%ba%d0%b1%d0%be%d0%bb_%d0%bd%d1%83%d1%80%d0%bc%d1%83%d1%85%d0%b0%d0%bd%d0%b1%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b2

 На лекциях также рассказывали об истории денег. Ведь каждый народ гордится своими выдающимися гражданами, в том числе учеными и изобретателями, которые внесли вклад в развитие мировой цивилизации. Одним из видов их популяризации является изображение портретов известных людей на деньгах – монетах или банкнотах. В настоящее время выпускают памятные монеты с изображением исторических событий, памятников культуры, культурных мероприятий, известных деятелей, спортивных достижений, выпускаются юбилейные монеты. Эти монеты — своего рода, «представители» своего народа, своей исторической эпохи. Так, Национальный банк РК в 2004 год ко дню национальной валюты выпустил серию монет «Золото номадов». В их дизайне были использованы изображения золотых изделий кочевников, найденных при археологических раскопках на территории Казахстана. В том числе и находок из кургана Иссык, бляхи-накладки с одежды «Золотого человека» и изображение его перстня. Монеты изготовлены с применением технологии нанесения на поверхность позолоты. Монеты этой серии представлены в экспозиции заповедника-музея «Иссык».

Одно из направлений конкурса было посвящено созданию дизайна марок. Потому как государство рассматривает национальную (почтовую) марку в качестве бренда наряду с деньгами. Так, в период обретения Независимости стали выпускаться и первые национальные марки, изображавшие предметы национальной гордости и ценные предметы. В 1992 году первой национальной маркой Независимого Казахстана стала марка «Алтын адам» с изображением реконструкции «Золотого человека».

Однако, не все достойные люди и достопримечательности могут быть размещены на официальных государственных банкнотах, монетах, марках. Однако, участники проекта, 37 человек, отбирая достойных людей и места для размещения на «местных деньгах», сами решали – кто достоин быть представленным в музее, предназначенном для увековечивания памяти. Выбирали, в том числе, и в Семее, и в Павлодаре. Қуат Қиықбай из заповедника-музея «Жидебай-Борели» предложил разместить на банкноте руководителей Алашорды, трудно с ним не согласиться.

%d0%b4%d0%b0%d1%83%d0%bb%d0%b5%d1%82_%d1%88%d0%be%d0%ba%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2 %d0%ba%d1%83%d1%80%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b0%d0%b7%d1%8b_%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d1%8b%d1%80%d0%be%d0%b2

 

Как мы и обещали, конкурсные работы были отобраны и представлены на выставке, посвященной Международному дню музеев 18 мая, в соответствии с разными группами участников: работы взрослых (в т.ч. творческие работы студентов КазГАСА, выполненные под руководством своего преподавателя, автора большинства казахстанских монет В.П. Ивженко) и работы школьников. Куратор выставки – научный сотрудник Асель Амаргазиева, опытный музейный педагог и инициатор многих интерактивных новшеств в заповеднике-музее «Иссык».

 

7-%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%bb%d1%8c_%d0%b0%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b3%d0%b0%d0%b7%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d0%b0-%d0%ba%d1%83%d1%80%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80_%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%ba%d0%b8Отдельный раздел выставки – это работы современных художников, которые создавали свои произведения, опираясь на имиджево-смысловое значение денег и марок. У Анне Химмельстран (Швеция) – марки, на которых изображены неизвестные казахские бабушки, у Олександра Махно (Казахстан) – деньги и марки.

Несмотря на то, что картины и панно Шынар Қоғабай (Казахстан) нельзя отнести напрямую к теме конкурса, на выставке они представлены отдельным блоком, т.к. её работы – это творческое осмысление «гордости края».

Как и полагается, лучшие работы были отмечены дипломами и подарками, которые предоставил Музей Национального банка РК. Это были книги и диски «История денег».

4-%d0%b6%d0%b8%d0%b1%d0%b5%d0%ba_%d1%81%d0%b0%d0%b3%d1%8b%d0%bd%d0%b4%d1%8b%d0%ba_%d1%81%d0%be_%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%b9_%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%b9

 

2-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%82_%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%bc%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%b4%d0%b8_%d1%88%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%ba_1-%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%beВ детской номинации дипломом за 1-е место была отмечена работа ученицы Шелекской школы Әлімберді Қарақат. Она нарисовала и рассказала об Историко-краеведческом музее с.Шелек, который расположен на пересечении караванных путей и сейчас продолжает быть «перекрёстком времен и культур». Диплом за 2-е место у ученицы Натальи Павлетенко (ош № 52 г. Алматы). Она нарисовала марку с изображением здания ГАТОБ им.Абая и в сопроводительном тексте  убедительно доказала, что театр – визитная карточка города Алматы.

3-%d0%bf%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be_%d0%bd%d0%b0%d1%82%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%8f_%d1%88%d0%ba-52-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%b0

%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%b9_%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%b1%d0%b5%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0

Примечательно, что «Благодарственными письмами» организаторы отметили работу преподавателей. Так, под руководством Зарины Джанбакиевой пять учеников из с.Долайты подготовили свои конкурсные работы, две из них были отмечены 2-м и 3-м местом (ученицы Д.Туйгунова с работой «Кәдек булағы» и А.Тохтигожаева – «Ел сүйген қаламгер»). А Зухра Бердигожина, руководитель Музея боевой и трудовой славы (Ош № 32 г.Алматы) привезла на открытие выставки в «Иссыке» семь музейных активистов.  Все получили «сертификаты участников». А поскольку в конкурсе принимали участие и взрослые дизайнеры (например, Құрманғазы Қадыров, художник-реставратор Музея прикладного искусства им. Уста Даркембая, «Мәдениет қайраткері»), то одна из участниц Жибек Сағындық с восторгом рассказывала бабушке и дедушке, что на церемонии открытия выставки она сфотографировалась с известными и почетными людьми.

img_0521  9-%d0%b1%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%bd%d0%be%d1%82%d1%8b_%d0%b0%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d0%b0%d0%bd%d0%b6%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b3%d0%b0%d1%81%d0%b0-1

Авторы работ и сотрудники заповедника-музея надеются, что посмотрев работы, посетители заинтересуются историей родного края и выдающимися современниками, а  истории успеха местных жителей вдохновят на новые благородные дела.

 Галия Файзуллина

руководитель научно-исследовательского отдела

 

ЗАПОВЕДНИКИ-МУЗЕИ КАЗАХСТАНА: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

%d0%bc%d1%83%d1%85%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d0%bf%d0%bb%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0-2017-%d2%b1%d0%bb%d1%8b-%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d0%b0-%d0%bc%d2%b1%d1%80%d0%b0%d0%bb

Мухтарова Г.Р., Плетникова Л.Н. ЗАПОВЕДНИКИ-МУЗЕИ КАЗАХСТАНА: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ // Ұлы дала мұралары, №1,  2017, с.208-212.

В статье  рассказывается о некоторых особенностях деятельности заповедников-музеев, выделяются пять наиболее очевидных трендов, определяющих стратегию развития заповедников-музеев Казахстана, приводятся примеры практической работы по этим направлениям.

Мақалада  қорық-музейлердің қызметінің кейбір ерекшіліктері қарастырылады. Қазақстандық қорық-музейлерінің даму стратегияларын анықтайтын неғұрлым айқын трендтері аталып көрсетіледі. Осы бағыттағы жұмыстардың практикалық үлгілері беріледі.

 The article describes some of the features of the activity of reserve-museums, highlights five most obvious trends, that determine the strategy for the development of reserve-museums of Kazakhstan, and gives examples of practical work in these areas.

Ключевые слова: заповедники-музеи Казахстана, тренды, культурное наследие, музейное сообщество, туризм.

Заповедники-музеи являются особой группой на историко-культурной карте Казахстана. Сложные комплексы, включающие в себя музейную и охранную ландшафтную части, они сочетают в себе множество функций по сохранению, изучению и продвижению культурного наследия страны, являются центрами культурно-туристических региональных кластеров. Заповедник-музей – это не только сохранность артефактов, имеющих историческую ценность, но и, в не меньшей степени, – сохранность аутентичности территории исторического ландшафта, которая обычно измеряется сотнями гектаров. В связи этим перед ним стоят существенно  более сложные вызовы, когда приходится помимо собственно «музейных» задач решать множество других в области охраны и использования земель и памятников, расположенных на них. Зачастую заповедники-музеи становятся если не градообразующими, то все же играющими очень важную роль в жизни местного сообщества.

© 2018. Государственный историко-культурный заповедник-музей «Иссык»
www.issykrm.kz